Государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

тел.(4852) 200 402

(4852) 486 268

Наши контакты

Режим работы:

Понедельник, среда: с 9.00 до 17.00 час.

Вторник, четверг: с 9.00 до 20.00 час.

Пятница, суббота: с 9.00 до 16.00 час.

Воскресенье - выходной


Опрос

Мне интересно на сайте...
 
Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

 

специалистам

специалистам1

специалистам2

metod

такой разный новый год

Календарь знаменательных событий

Главная Профессионалам
Журнал «Библиотека»

 

Сотрудники публичных библиотек традиционно уделяют большое внимание обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья. Современные библиотеки являются для многих инвалидов центрами информации, образования, реабилитации и досуга. Именно в библиотечных стенах они могут с пользой отдохнуть, найти свой круг общения.

Предлагаем вашему вниманию информационный обзор журнала «Библиотека» за 2018 год. Он содержит информацию об опыте библиотек в работе с читателями с проблемами зрения. Данный обзор поможет библиотекам в организации работы с «особыми» читателями.

 

Абросимова, Н. «Снежные стихи» по скайпу. Литературные дискуссии за столом и перед монитором [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2018. – № 8. – С. 71-73.

Главный библиотекарь Костромской Областной библиотеки – центра культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению, Надежда Абросимова рассказывает о том, что поиск новых форм работы привёл библиотеку к созданию молодёжной онлайн-группы любителей книги в рамках долгосрочного интернет-проекта «Читаем вместе». Его цель – вовлечь в активное квалифицированное чтение молодых инвалидов, научить их работать с изданием, обмениваться информацией, активно используя компьютерные технологии.

Оперативное общение в формате «читатели – библиотека – читатели» было налажено через электронную почту, скайп, телефон, социальные сети «Одноклассники» и «в Контакте».

На новостной площадке «Читаем вместе» сайта библиотеки и на сайте Костромской региональной общественной организации Всероссийского общества слепых публикуются обзоры мероприятий, посвящённых книге, новости из мира литературы, впечатления молодёжи о прочитанном, отзывы, статьи, комментарии и другие материалы.

Первой акцией, которую можно назвать основополагающей для интернет-проекта, стал круглый стол свободного общения молодых инвалидов «Книга и чтение в нашей жизни».

За время существования проекта состоялось немало интересных встреч, дискуссий, обсуждений и свободного общения непосредственно в библиотеке.

Читатели библиотеки – люди творческие, креативные. Они поют, пишут стихи и прозу. Однажды, после традиционного обсуждения книг, одна из участниц проекта, озвучила релакс-зарисовку собственного сочинения, намеренно опустив её название. Каждому было предложено проиллюстрировать услышанное, слепив из кусочка глины тот объект, о котором, по его мнению, шла речь в тексте. Для присутствующих это было очень неожиданно. Вылепили птиц, морской пейзаж, девушку на лодке, дельфина, кита, золотую рыбку. Каково же было всеобщее удивление, когда автор продемонстрировала всем черепаху, о которой на самом деле шла речь. Задание настолько всем понравилось, что предложили автору придумать что-нибудь ещё в этом стиле.

Андреева, Н. Твоё мнение будет услышано : впечатлении, советы, рекомендации: [планета чтения] // Библиотека. – 2018. – № 9. – С. 57-61.

Библиотекарь Чувашской республиканской специальной библиотеки делится опытом привлечения к чтению слабовидящих детей. Для этого в библиотеке действует программа под названием «Попробовав раз, вы не остановитесь!», в рамках которой библиотекари предлагают читателям поделиться мнением о прочитанном; бросить самому себе книжный вызов, изучить азбуку Брайля, расшифровывая загадочные послания; проводят акции «Библиотекарь на час», «Чудо дерево», «Книжный дом» и др.

Асанова, Н. Главное, поверь в себя! Курс обучения от мышки-программышки [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2018. – № 7. – С. 70-74.

Среди читателей Астраханской областной детской библиотеки есть категория пользователей, требующих усиленного внимания – дети, имеющие особенности в развитии: нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Специально для слабовидящих ребят в отделе информационных технологий реализуется программа по формированию компьютерной грамотности «Поверь в себя!». Её главная цель – помочь детям адаптироваться, получить доступ к знаниям наравне со всеми.

В рамках программы «Поверь в себя!» организуются циклы занятий «Знакомство с электронным устройством «Весёлый карандаш», «Давайте дружить», «Моя любимая книга», «Приключения по страницам сказок», «Мой безопасный компьютер», «Раскрась мир в яркий цвет», «Иллюстрирование книг саундтреками», «Со страницы книги – на экран компьютера», «Сам себе художник», «Знакомьтесь, электронная книга!»

Для занятий используются компьютеры с адаптированным программным обеспечением. «Говорящие» персональные компьютеры представляют собой стационарные устройства и нетбуки с установленной программой экранного доступа Jaws с синтезатором речи, которая переводит текстовую информацию в голосовую.

В течение двух лет в Астраханской областной детской библиотеке успешно реализуется проект «Первый шаг». Его цель – содействие адаптации и социокультурной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для ребят проходят занятия по освоению компьютерной грамотности. Такие уроки помогают особым детям получить доступ к информации и современным технологиям наравне со всеми.

Такие встречи позволяют вовлечь детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширить их кругозор и развить творческие способности.

Бочарова, Д. Прогуляться по Невскому, заглянуть в Летний сад [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2018. – № 5. – С. 63-65.

На протяжении ряда лет Санкт-Петербургская Государственная библиотека для слепых и слабовидящих работает над проектами, направленными на развитие интереса к истории и культуре среди читателей, имеющих проблемы со зрением. Особое внимание уделяется инватуризму, который понимается как разновидность активного отдыха, путешествие с целью удовлетворения духовных потребностей. Это реальная возможность социальной реабилитации инвалидов, создающая поле для расширения круга общения людей с особыми потребностями, возвращения им интереса к жизни

В библиотеке создана передвижная тактильная выставка, которая позволяет незрячим в разных регионах России представить всемирно известные архитектурные памятники и музеи, а также познакомиться с историей Санкт-Петербурга.

Экспозиция «Зримый Петербург» подготовлена с учётом специфики пространственного восприятия слепого человека. Были использованы тактильные иллюстрации с применением технологии прототипирования, 3D-модели архитектурных памятников, тактильные книги, многоформатные альбомы, рельефно-тактильная карта исторического центра Санкт-Петербурга. Все объекты разрабатывались и создавались с учётом требований тифлопедагогики. Представлены десять адаптированных тактильных макетов архитектурных памятников Санкт-Петербурга в 3D формате. Чтобы разнообразить формы экспонатов и расширить возможности получения информации посетителями, библиотекой были подготовлены четыре многоформатных альбома. Эти издания позволили представить сады и парки города Санкт-Петербурга. В альбоме «Летний сад» можно найти общий план территории, изображения Летнего дворца Петра Первого, Невской ограды и ограды Шарлеманя. Ещё один альбом посвящён Невскому проспекту, он позволяет совершить настоящую виртуальную прогулку по главной магистрали города. К каждому экспонату имеются подробное тифлоописание и историческая справка.

Передвижная выставка побывала во многих городах России, и её путешествие по стране продолжается.

Васильева А., Старостина А. Романы и повести в формате DAISY [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2018. – № 11. – С. 66-70.

Специалисты Городской библиотеки-филиала № 1 г. Заполярный Мурманской области считают, что идеальная библиотека – та, где любой пользователь, вне зависимости от возможностей здоровья получает доступ к необходимой информации: на нужном ему носителе, в требуемом количестве и в удобной форме. Главное, сотрудники должны знать потребности своего читателя.

Библиотека развивается как центр социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и пожилых. Целям социальной адаптации людей с теми или иными ограничениями здоровья служит проект «Виртуальный перекрёсток». Задачи его – помочь особым читателям получить основные навыки работы на компьютере, освоить навигацию в интернете и узнать правила общения в соцсетях.

Авторы обращаются к опыту зарубежных стран в выборе программной продукции, для повышения доступности библиотечной среды людям с ограниченными возможностями. Прорывом в данном направлении стал шведский проект DAISY.

Дятлова О. Весёлые пальчики: как развить тактильную чувствительность: [клуб для особых детей] // Библиотека. – 2018. – № 9. – С. 70-73.

Ведущий библиотекарь Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих говорит о том, как важно для детей с проблемами зрения иметь развитые пальчики. Для этого в библиотеке была разработана программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и осязания «Весёлые пальчики», рассчитанная на детей 4-6 лет. Для реализации программы был подготовлен проект «Тифлостудия «Весёлые пальчики».

Работа тифлостудии «Весёлые пальчики» направлена на развитие творческих способностей незрячих и слабовидящих детей; содействие формированию устойчивого интереса детей-инвалидов к занятиям художественным творчеством; выявление талантливых незрячих и слабовидящих детей и оказание им разносторонней помощи посредством ресурсов специализированной библиотеки.

В тифлостудии для этого есть специальное оборудование: игры, мозаики, раздаточный материал, тактильно-развивающие доски, кинетический песок. Словом всё, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность рук. А эти навыки будут способствовать подготовке детей к освоению чтения по Брайлю.

Мартынова, Нина. Портфолио с голоса и по Брайлю [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2018 – № 4. – С. 69-73.

Сама жизнь диктует библиотекам, как реагировать на вызовы времени, стремясь к созданию новой комфортной среды. Они помогают своим «особым» читателям находиться в курсе всех значимых событий в мире, стране, регионе.

Заведующая отделом Владимирской областной специальной библиотеки для слепых делится опытом, как помочь пожилым людям и инвалидам не чувствовать себя одинокими, и наполнить их жизнь яркими эмоциями и ощущениями.

Одной из творческих находок стали ежеквартальные арт-встречи «Читатель + творчество». Героем может стать любой, у кого есть увлечение, о котором он способен интересно рассказать. Арт-встреча – отличный повод для того, чтобы проявить свои таланты и получить дополнительный стимул для творческой активности.

Долгосрочный проект «Книги, помогающие жить» был разработан специально для библиотечных пунктов. За годы целенаправленного формирования фонда в библиотеке появилась уникальная подборка книг о людях с инвалидностью, сумевших преодолеть недуг или научившихся жить с неизлечимой болезнью. Цель проекта – формирование позитивных жизненных установок, оказание положительного влияния на эмоциональное и физическое состояние человека.

Мероприятия, направленные на большую аудиторию, рассматриваются как способ укрепления статуса библиотеки в качестве культурно-досугового центра для инвалидов всех категорий. Одним из таких мероприятий стал конкурс «Добрым делом друг друга согреем» для поддержки волонтёрского движения среди инвалидов. Это мероприятие показало, что меньше всего подвержены чувству одиночества люди, которые помогают другим

Иванова, И. "Мимо острова Буяна к царству славного Салтана..." [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2019. – № 5. – С. 72-73.

Методисты Санкт-Петербургской специальной библиотеки рассказывают о тактильных выставках на основе литературных произведений. Последний  реализованный библиотекой выставочный проект – интерактивная, тактильная экспозиция по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Выставка, основанная на знаменитом сюжете, включает восемь арт-объектов, состоящих из тактильных подвижных элементов. Каждый модуль сопровождается аудиозаписями с текстом сказки и специально подобранной музыкой.

Экспонаты выполнены из природных материалов, преимущественно из дерева, и по размеру приближены к реальности. У незрячих посетителей появляется возможность в буквальном смысле погрузиться в сказку.

Здесь и та самая бочка, в которой князь Гвидон вместе с матерью был брошен в море, и окно с резными ставнями и кружевными занавесками, куда заглядывал царь Салтан. Можно представить себя корабельщиком, покрутить штурвал под парусами корабля, или, подобно купцу, перебрать товары, скрытые в сундуках. У незрячих посетителей появляется возможность в буквальном смысле погрузиться в сказку.

 

Маликова, Н. Умейте радоваться [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2019. – № 3. – С. 54-57.

Для особой аудитории в муниципальных библиотеках Новоалтайска действуют клубы и объединения инклюзивного характера.

Объединить и активизировать людей с ОВЗ позволила праздникотерапия, помогающая выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, познакомиться с новыми людьми и открыть в себе новые возможности. Организаторы создают условия, как для пассивного, так и для активного участия в мероприятиях. Главное – это принцип включения.

Клуб выходного дня «Куклы-лекари» – яркий результат социального партнёрства Центральной модельной детской библиотеки с Комплексным центром социального обслуживания населения г. Новоалтайска. Клуб появился на базе библиотеки в рамках одноимённого проекта, поддержанного грантом губернатора. Для социальной реабилитации при организации познавательного досуга особых детей используется куклотерапия. Занятия с участием перчаточных кукол проводятся в различных формах. Это мастер-классы, обзоры книжных новинок и различные развивающие занятия. Куклы помогают наладить контакт с особыми детьми и улучшить восприятие информации.

 

Садыкова, Римма. Город на звук и на ощупь: [территория равных возможностей]. // Библиотека. – 2019. – № 6. – С. 72-73.

Центр адаптивного чтения Свердловской областной специальной библиотеки для слепых разработал и провёл квест "Город на ощупь". Целью мероприятия стала социокультурная реабилитация детей с инвалидностью по зрению, а также подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации.

В рамках мероприятия была организована выставка книг специальных форматов, посвящённых истории столицы Урала,  проведён отбор тактильных макетов архитектурных памятников и информации о них, осуществлён поиск аудиозаписей городских  звуков.

Квест создавался с учётом особенностей незрячих людей. Для формирования более точного и целостного образа Екатеринбурга были задействованы слух и осязание. Во время прохождения этапов игры каждый должен был понять, о каких объектах и звуках города идёт речь. Участники могли потрогать макеты архитектурных памятников и сооружений.

 

Тарасевич, Софья. Шерсть, тесьма, нитка, иголка…Вот и заполнена книжная полка. [территория равных возможностей] // Библиотека. – 2019. – № 7. – С. 72-75.

Заведующая отделом филиала муниципального автономного учреждения культуры города Тюмени «Централизованная городская библиотечная система» «Центр семейного чтения им. А.С. Пушкина» рассказала о социальном проекте по созданию тактильных книг для детей с нарушениями зрения с привлечением добровольцев из числа читателей, а также представителей волонтёрских организаций.

Цель проекта – социальная адаптация детей-инвалидов  по зрению в современном обществе и их реабилитации средствами книготерапии.

В рамках проекта была изготовлена книга ямальского писателя И. Истомина «Чёрный и белый»; в связи со 100-летием со дня рождения автора. В  оформлении издания был использован национальный колорит. Низ страницы украшен орнаментом. Вручную делались изображения традиционных героев северного фольклора – белый и чёрный медведи, куропатка. Книга дополнена брошюрами с текстом произведения, выполненными рельефно-точечным, а также крупным шрифтом, что важно для ребят с остаточным зрением.

Вторым творением библиотеки стала книга по сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Изготовление фигурок персонажей (старика, старухи и золотой рыбки) осуществлялось под руководством профессиональных мастериц. Использовали разные техники рукоделия: вышивка бисером, плетение из бересты, резьба по дереву и другие.

Положительный опыт Центра семейного чтения имени А.С. Пушкина показывает, что подобного рода социальные проекты могут быть реализованы в любой библиотеке. Требуются только глубокое осознание проблемы и горячее желание помочь ребятишкам с ограниченными возможностями здоровья средствами книготерапии.

 

Чепелева, Елена. "Три музы" приглашают в мир прекрасного // Библиотека. – 2019. – № 4. – С. 72–74.

Заведующая отделом Тульской областной специальной библиотеки для слепых рассказывает о творческо-просветительском проекте "Три музы", который помогает незрячим и слабовидящим людям познать мир искусства через гармонично сочетание – живописи, слова и музыки.

На первом этапе подбираются живописные полотна, желательно известные, с чётким сюжетом. Составляется словесная характеристика картины – общего плана и деталей. В процессе изучения и описания работы мастера рождается идея озвучания, то есть подбора музыкального произведения, которое будет сопровождать тифлокомментарии и помогать более глубокому восприятию полотна

Цель проекта – обеспечить максимальную возможность для пространственной передачи  картин  людям не только слабовидящим, но и тотально слепым. Для этого нужно было решить несколько задач:

  • дать общее представление о предмете с помощью вербальных средств;
  • усилить эмоциональную составляющую, создать условия для передачи чувственного образа, который заложен художником в картине;
  • максимально использовать тактильное восприятие.

Готовая аудиоэкскурсия предлагается широкой публике на тематическом сайте библиотеки «Музей у вас дома». (https://muzeumhome.tosbs.ru/tri-muzy).

 
 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам