Государственное учреждение культуры Ярославской области
"Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

Тел.: (4852) 200402, 486268

Схема проезда

Режим работы:

Понедельник, четверг:

с 9:00 до 20:00 час.

Вторник, среда:

с 9:00 до 17:00 час.

Пятница: с 9 до 16 час.

Суббота: с 10 до 16 час.

Воскресенье - выходной

Контакты

e-mail: yarlib@yandex.ru

Опрос

Мне интересно на сайте...
 
Яндекс.Метрика
Счетчик посетителей

6+

 

специалистам

специалистам1

специалистам2

metod

календарь

такой разный новый год

Главная Профессионалам
Знаменательные и памятные даты 2019 год. 7 апреля.

 

7 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Ивана Афанасьевича Соколянского (1889-1960), основателя советской тифлосурдопедагогики, кандидата педагогических наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР.

 

Иван Афанасьевич, или Иван Панасович Соколянский родился 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1889 г. в станице Динской Кубанской области (ныне Краснодарский край) в украинской казачьей семье. Окончив школу, продолжал обучение в Кубанской учительской семинарии. В 16 лет он уехал в Петербург с намерением учиться дальше. Сначала поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы, которые в те времена давали отсрочку от воинской повинности. Одновременно И.А. Соколянский стал слушать лекции П.Ф. Лесгафта, который первым открыл перед ним «науку о человеке» и которого И.А.Соколянский считал своим учителем. На этих лекциях И.А. Соколянский впервые узнал о существовании специальных школ для глухонемых в Америке. Это настолько заинтересовало Соколянского-юношу, что он без колебаний решил посвятить себя этому делу. И через год перешел в Психоневрологический институт на педагогическое отделение естественно-исторического факультета, в котором учился с 1908 по 1913 год.

В то время в Институте были сосредоточены крупнейшие научные силы в области физиологии и специальной педагогики. В этом Институте преподавал выдающийся психиатр и психофизиолог В.М. Бехтерев. Минуло всего три года со дня смерти великого ученого-физиолога И.М. Сеченова и в отечественной науке шла активная борьба за признание его учения. Курс «Общая физиология» читал прямой ученик И.М. Сеченова Н.Е. Введенский. Учась в Психоневрологическом институте, И.А. Соколянский отдельно занимался по курсу экспериментальной психологии у профессора Н.Ф.Лазурского

В 1920 году, переехав в Киев, начал работать преподавателем сурдопедагогики на врачебно-педагогическом отделении факультета социального воспитания Института народного образования. Во время работы в Киеве началось знакомство И.А. Соколянского с А.С. Макаренко. Они вместе боролись с беспризорничеством.

В 1923 году И.А. Соколянский был переведен из Киева в Харьковский Институт народного образования в качестве преподавателя дефектологии.

Начав работу в Харькове, тогдашней столице Украины, И.А. Соколянский вошел в круг самой талантливой и активной творческой интеллигенции Украины. К работам И.А. Соколянского внимательно относились будущие крупные советские психологи Л.С. Выготский, а также А.В. Запорожец и П.Я. Гальперин, жившие в то время в Харькове.

В первые годы Советской власти И.А. Соколянский явился одним из основателей системы образования дефективных детей на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии.

В 1924 – 1925 гг. по инициативе И.А. Соколянского при Врачебно-педагогическом кабинете организуется две исследовательские лаборатории: педагогическая и рефлексологическая.

С 1923 года, когда И.А. Соколянский организует в Харькове обучение слепоглухонемых, он начинает последовательную научно-исследовательскую работу в этой области. Приступая к работе с группой слепоглухих детей, И.А. Соколянский хотел создать новую систему обучения слепоглухих речи. На первый план в обучении он поставил задачу их умственного развития, для чего нужно было прежде всего создать доступные для слепоглухого ребенка средства общения – жесты, а не устную речь, как многие тогда полагали.

Клиника слепоглухих в Харькове существовала до 1938 года, всего 15 лет.

В октябре 1937 года И.А. Соколянский был арестован. Он находился в тюрьме до мая 1939 года. В 1938 году клиника слепоглухонемых была закрыта по постановлению Наркомпроса Украины, в соответствии с которым эти дети были фактически объединены в одну категорию с не обучаемыми глубоко умственно отсталыми детьми. Сразу после освобождения из тюрьмы И.А. Соколянский уехал в Москву, куда был приглашен ранее на работу в Научно-исследовательский институт специальных школ. Там ему была предложена должность директора школы глухих при этом Институте. В 1951 году он начинает работать уже по совершенно другой тематике – разработке обучения взрослых глухих. Для неграмотных взрослых глухих он создает букварь, в котором в качестве первоначального средства словесного общения выступает тактильное слово – в виде рисунка серии пальцев знаков, обозначающих буквы.

Иван Афанасьевич создает научное описание общей схемы процесса обучения слепоглухонемых. Она изложена в статье «Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи» и в статье «Обучение слепоглухонемых детей», увидевшей свет позднее, в 1962 году. Теоретическим постулатом И.А. Соколянского явилось то, что слепоглухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Собственными усилиями, как настаивал И.А. Соколянский, слепоглухонемой ребенок не достигает даже незначительного умственного развития, а без специального обучения остается на всю жизнь инвалидом. И.А. Соколянский выдвигает задачу создать у ребенка специфические средства общения и этими специально организованными средствами «сформировать все без исключения содержание человеческой жизни».

Уже после смерти И.А. Соколянского, в 1963 году, благодаря настойчивым хлопотам А.И. Мещерякова и О.И. Скороходовой был открыт Загорский детский дом для слепоглухонемых детей, обеспечены стабильные организационные условия работы в экспериментальной группе слепоглухонемых детей Научно-исследовательского института дефектологии и в конце 70-х года начата экспериментальная работа с умственно отсталыми слепоглухонемыми детьми в Головеньковском доме-интернате (Тульская область) для слепых и слабовидящих.

В постоянно развивающейся современной теории и практике обучения детей со сложными сенсорными нарушениями нашли продолжение и получили подтверждение многие из тех оригинальных и глубоких идей, к которым трудные дороги специальной педагогики привели И.А.Соколянского, крупного ученого-дефектолога, основателя советской тифлосурдопедагогики.