Гандер, Владимир Александрович (12 марта 1864 — 10 января 1939) — русский тифлопедагог.
155 лет со дня рождения
В. А. Гандер родился в Киеве 12 марта 1864. Получил специальное педагогическое образование.
С 1886 г. начинает свою педагогическую деятельность в Сосницком уездном педучилище Черниговской губернии.
С 1897 года инспектор училища для слепых в г. Воронеже. В 1898 г. изучает систему воспитания и обучения слепых в России и заграницей для этого ездит в заведения для слепых в Санкт-Петербурге, а затем изучает постановку воспитания слепых в Венском, Дрезденском и Берлинском институтах для слепых. В
1910 г. назначается инспектором Харьковского училища для слепых.
С 1898 по 1913 г. В. А. Гандер активно участвовал в съездах учителей слепых России и в международных конгрессах учителей слепых за границей.
С 1913 по 1919 г. руководил учебной частью Московского училища для слепых. С 1918 г. активно участвует в организации обучения слепых в советской России. В 1920 г. назначается заведующим детского дома для слепых. В 20 — е годы организует кафедру тифлопедагогики и заведует ей с 1922 г. кафедра находилась сначала в Педагогическом институте детской дефективности, а потом с 1925 г. во 2-м Московском государственном университете. Работает профессором в московском и ленинградском педагогических институтах. Заведует в Учпедгизе редакцией литературы для школ слепых, умственно отсталых и глухих.
Педагогическая деятельность и вклад в развитие отечественной тифлопедагогики
С самого начала своей педагогической деятельности В. А. Гандер привлекает внимание общественности к положению слепых выступлениями, выставками, статьями в прессе. Благодаря его деятельности удалось собрать значительные суммы на постройку новых зданий в училищах для слепых, в которых он работал инспектором. Он организует перепись слепых в Харьковской губернии, что позволяет получить научные данные о численности слепых, их возрасте, источниках существования, социальном положении. Перепись имела большое значение. На её основе В. А. Гандеру удалось заинтересовать земства и города и, в конечном счете, добиться от них учреждения школьных стипендий для слепых детей и участия в содержании школ для слепых. Это позволило наладить в Харьковской губернии обучение всех слепых детей школьного возраста. В своей педагогической деятельности В. А. Гандер настойчиво утверждал концепцию политехнического обучения и предпринимал конкретные практические шаги для включения слепых в активную деятельность, общественно полезный труд. Ученики в училищах под его руководством не только получали профессиональную подготовку, но и трудоустраивались после окончания училища в мастерских с общежитием или обеспечивались работой на дому. В. А. Гандер утверждал, что в своей практической деятельности слепые идут в ногу со зрячими; слепой не представляет «особый тип» человека. В результате правильной постановки политехнического обучения он получает возможность участвовать в общественно полезном труде и являться социально полноценным. В. А. Гандер критикует позицию западной тифлопедагогики по отношению к слепому как объекту опеки и человеку, зависящему от филантропии, он говорил о том, что слепой является полноправным гражданином в общественной и личной жизни. Он боролся за выделение группы слабовидящих, открытие классов и школ для слабовидящих детей. В 30 — е годы В. А. Гандер ведёт активную редакторскую и издательскую деятельность. Он проделал большую работу по созданию учебников, а также обширной библиотеки литературы для слепых по Брайлю, методической литературы для учителей средней школы для слепых. Он перевёл и отредактировал работы ведущих западных тифлопедагогов и тифлопсихологов. Вышеперечисленное позволяет назвать В. А. Гандера одним из основоположников отечественной тифлопедагогики.
|