В настоящее время вопросам социальной адаптации, интеграции и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется всё больше внимания.
Люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребность в самореализации. Творчество людей с ОВЗ может выступать как фактор формирования личности.
Во время творческого процесса и получения результатов деятельности улучшается психологическое состояние и укрепляется эмоционально-волевая сфера человека, а главное – развивается и растёт чувство уверенности в своих силах, в своём потенциале и способностях. Так, например, занятия изобразительным искусством воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор, помогают в борьбе со своими внутренними комплексами, связанными с болезнью, а рукоделие способствует развитию внимания, осязания, мыслительной деятельности и мелкой моторики движений пальцев рук.
Творчество воспитывает, приучает к дисциплинированности, исцеляет душу, помогает смотреть на себя и на мир под другим углом, развивает человека не только в духовном плане, но и в физическом. Это своего рода способ коммуникации, при помощи которого люди с ограниченными возможностями здоровья могли бы доносить до окружающего общества свои мысли, идеи, чувства, опыт.
Понимание того, что твои творческие работы интересны, востребованы и нужны окружающим, является стимулом для дальнейшего развития и достижения новых результатов. Как и всем, людям с ограниченными возможностями здоровья необходима демонстрация своих творческих успехов, обмен впечатлениями, чувствами, эмоциями.
Когда речь идёт о творчестве, ограничения жизнедеятельности отступают на задний план, а иногда не имеют никакого значения. Однако для развития творческого потенциала инвалидов в обществе должны быть созданы условия доступности объектов культуры (арт-пространства, библиотеки, музеи и т.д.) и информационно-коммуникационных технологий.
Например, универсальная платформа для интеллектуальной обработки любой информации из всех типов документов распознаёт данные, проверяет их и передаёт в информационные системы, которые с помощью специальных программ озвучивают визуальную информацию. Решается и обратная задача — автоматическое распознавание и перевод речи в печатный текст. Таким образом, для людей с нарушениями зрения становится доступно восприятие картин мировых художников.
Благодаря быстроразвивающейся цифровой среде люди с любыми видами ограничений могут беспрепятственно получать необходимую информацию, общаться.
В настоящее время для людей с ограниченными возможностями здоровья существует много различных проектов, конкурсов, акций, фестивалей. Все они способствуют раскрытию и реализации творческих потенциалов, содействуют социокультурной реабилитации в обществе. Участником этих мероприятий может стать любой желающий.
Ярославская областная специальная библиотека знакомит всех с творчеством своих читателей, представив видеоматериал о талантливых ярославцах, имеющих проблемы со зрением. В ходе видео-презентации сотрудники библиотеки расскажут интересные истории о жизни и достижениях своих читателей, познакомят с их творческими работами. О своём литературном творческом пути расскажет Нетужилов Владимир Васильевич, об уникальных занятиях бисероплетением поделится Гришкина Вера Николаевна, об удивительных способах изготовления тактильных рукодельных книг для детей расскажет Пимулина Ирина Сергеевна.
Творчество – это одна из сторон жизни человека, огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это ещё и возможность заявить окружающим о себе и своём внутреннем мире, который является очень ранимым и многообразным. Именно занятия искусством помогают людям с ограниченными возможностями с оптимизмом смотреть на жизнь, объединяться и раскрывать свой потенциал. Это помогает найти силы жить, даёт надежду на будущее!
История о талантливом человеке. Нетужилов Владимир Васильевич
Мир на ощупь - посмотреть глазами незрячего. Гришкина Вера Николаевна
Словом и делом - способности без границ. Пимулина Ирина Сергеевна
Стихотворение Е.Беловой "Стёрта память веками" читает Нетужилов В. В.
|