Государственное учреждение культуры Ярославской области
"Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих"

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Ярославская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих

Адрес библиотеки:

г.Ярославль, ул. Рыбинская, 53/38

Тел.: (4852) 200402, 486268

Схема проезда

Режим работы:

Понедельник, четверг:

с 9:00 до 20:00 час.

Вторник, среда:

с 9:00 до 17:00 час.

Пятница: с 9 до 16 час.

Суббота: с 10 до 16 час.

Воскресенье - выходной

Контакты

e-mail: yarlib@yandex.ru

Счетчик посетителей

6+

Номинация поэзия. Голосование

Укажите лучшую работу (номинация поэзия)
 

Номинация проза. Голосование

Укажите лучшую работу (номинация проза)
 
Главная Конкурс
Читаю А.И. Солженицына

 

Читаю А.И. Солженицына.

В декабре 2018 года наша страна будет отмечать столетие со дня рождения писателя Александра Исаевича Солженицына. Для себя я поставила цель – более полно изучить его жизнь и его творчество.

Александр Исаевич в 1941 г. окончил физико-математический факультет Ростовского университета и одновременно учился на заочном отделении МИФЛИ (Московского института философии, литературы и истории) и курсах английского языка. Это говорит о его блестящих способностях и желании быть эрудированным во многих вопросах.

В 1942 г. он окончил артиллерийское училище в Костроме и был назначен командиром батареи, был награжден двумя орденами, получил звание капитана, все складывалось удачно, но в 1946 г. Александр Исаевич был арестован за критику Сталина в частной переписке с другом юности и осужден на 8 лет.

В 1952 г. Александра Исаевича настигла страшная болезнь – рак, пришлось лечиться, через год его отправляют на вечное поселение в Казахстан, там снова обострился рак, и его отпускают на лечение в Ташкент, болезнь пока отступила.

В 1956 г. Солженицын был реабилитирован, и вернулся в Россию.

Изучив биографию Солженицына, я поняла, насколько была трудна его жизнь, но все время наполнена творчеством. Находясь в лагере, он и работал и писал свои произведения, даже если не было бумаги или ручки, он обдумывал жизнь, сочинял стихи и их запоминал. Он спешил донести свои мысли до нас из следующих поколений. Солженицын еще в лагере поставил цель – «поведать народу и миру правду о той стороны жизни в СССР, которая скрывалась от людей страны и мировой общественности».

Я с большим интересом читаю его произведения, надеваю очки и беру лупу, и так страницу за страницей прочитываю, отдыхаю и снова берусь за книгу.

Его рассказ «Матренин двор» напомнил мне время моего детства, когда я видела, как жила моя тетя в колхозе, в бедности, работала за трудодни, но в то же время имела богатую душу: она взяла на воспитание еще трех сестер, которые остались сиротами, в том числе и мою маму. Их семья очень пострадала после коллективизации, одна сестра и отец вступили в колхоз, работали, матери не было, она умерла рано. И вот у них отобрали дом и сделали клуб, а детям дали неотапливаемую комнату, а отца сослали, хотя дети остались сиротами. Вот так поступали некоторые руководители, которые пришли к власти. Я читала этот рассказ и думала, что написан он с моих родственников, и я не могла оторваться от книги и перечитывала снова и снова. Я увидела правду жизни крестьянской деревни того времени.

Рассказ «Настенька»

Автор описывает судьбу двух девушек. В первой части Настенька с пяти лет осталась сиротой, воспитывал дедушка отец Филарет, жили бедно, но дружно, а потом дедушку сослали на Соловки, и Настенька осталась совсем одна. В стране был период, когда разрушали церкви, и изгоняли священников, падали моральные устои, некоторые начальники занимались самоуправством. Сама Настенька вызывает у меня чувство жалости, доброты, безысходности. Автор показал горькую правду жизни.

Во второй части показывает автор, как стали искажать литературу. Выражать свое мнение было не безопасно, учителей того времени заставляли приспосабливаться к обстановке. Одно время возникло понятие, что литературой того времени может быть только газета или агитплакат.

Настенька – учитель литературы, была в затруднении как преподавать детям. На уроки могли прийти и проверить, ее снять с работы, или еще хуже отправить в ссылку или еще более жестоко наказать. Автор создал образ молодой учительницы литературы, которая отдавала всю себя работе, любви к детям, вместе с ними переживала и голод и холод.

Александр Исаевич показывает как меняется преподавание литературы в школе в зависимости от положения в стране, даже были «рассыпные» учебники.

Моя мама работала учительницей, ей нельзя было окрестить своих детей, иначе бы сняли с работы.

Я удивляюсь знаниям автора всей школьной жизни, и что он не страшился критиковать недостатки той эпохи.

 

*****

Я прочла рассказ «Один день Ивана Денисовича» и частично «Архипелаг Гулаг». Читаешь его, и хочется все больше и больше узнать о судьбах людей, попавших в лагеря, жизнь в них была для людей чудовищной, жестокой, жуткое отношение надзирателей к лагерникам. Удивляюсь таланту Солженицына передать правду о жизни в лагерях, запомнить «лагерный язык», и эпизоды лагерной жизни. Рассказ правдоподобный, мне еще мама рассказывала, что еще до войны (1937 г.) приезжал «черный ворон», и арестовывали людей не объясняя за что, и многие так и не возвращались домой.

А как плохо поступало начальство, сотрудники сами ели до сыта, а заключенные были голодные, болели, умирали.

В 90-е годы Солженицын, находясь в Америке, организовал Русский общественный фонд помощи заключенным и их семьям, базирующийся на доходах от издания сочинений самого писателя во многих странах.

 

Раковый корпус.

Я прочла рассказ «Раковый корпус». Здесь я совсем не могла оторваться от чтения, автор так изложил о каждом больном, что вместе с ним сопереживаешь. Показана большая работа врачей, которые не считаются со своим временем, стараются вылечить больных в очень плохих условия содержания больниц.

Я удивляюсь таланту автора, ведь он по специальности не врач, но так сумел описать процессы лечения этой страшной болезни.

Все прочитанные мною произведения Александра Исаевича дают яркое представление о выдающемся таланте писателя, о его эрудиции, о его верности правды в искусстве, его неиссякаемому трудолюбию. Александр Исаевич подвергался преследованию за свои произведения, и выслан за границу, его рукописи уничтожались, сам он был лишен гражданства.

Демократические преобразования в России позволили вернуть Солженицыну в 1988 г. гражданство. В 1989 г. было отменено исключение Солженицына из Союза писателей, а Генпрокуратура в 1991 г. принесла ему публичные извинения. Началась широкая публикация его произведений. Александр Исаевич Солженицын – не просто выдающийся писатель, мастер слова, он образец гражданского мужества, он перенес все жизненные тяготы, и стал известным писателем в стране и за рубежом. Вся жизнь Александра Исаевича это борьба за правду в литературе.